14. Логика Аристотеля
Аристотель (384-322) -
величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение,
составившее эпоху в философии. Происходил из города Стагиры
(поэтому его называют стагиритом), его отец был
придворным врачом, в 17 лет А. Уехал в Афины и стал учеником Платона, через 20
лет, после смерти Платона стал воспитателем Александра Македонского. Затем
возвращается в Афины и создает там школу под названием ликей,
т.к. она примыкала к храму Аполлона Ликейского. Из
дошедших до нас трудов Аристотеля выделяются логические труды -
"Органон", "Аналитики", "О софистических
опровержениях"; книга о бытии - "Метафизика"; естественнонаучные
произведения - "Физика" и другие. Еще находясь в учениках у Платона,
А. его критиковал, в особенности теорию идей, он полагал, что разделение на
идеи и вещи нерационально, т.к. идеи - копии чувственных вещей и тождественны
им по значению. А. говорил, что отделение идей от вещей приводит к удвоению
того, что должно быть объяснено. По Платону идеи - прообразы вещей и существуют
от них независимо, а вещи, заимствующие у идей свое
бытие - только их отблеск. А. говорит, что нельзя отделить сущность от того,
сущностью чего она является, нельзя создать идеальный сверхчувственный мир
наряду с реальным миром. В основе мироздания находится неопределенный субстрат
- "первая материя", однако она существует только в абстракции. По А.
каждая конкретная вещь - единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она
нематериальна, каждая вещь - оформленная материя. Медный шар - медный - вещество,
шар - форма. Высшая форма - это Бог или Перводвигатель
- чистая материя. "Это мысль, разум, который мыслит сам себя. А. считал,
что природа состоит из 4 элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также -
эфир, из которого состоят небесные тела. Эфир неизменен и совершенен. А.
выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует.
В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля, над которой
движутся сферы с прикрепленными к ним светилами. В теории познания А. в отличие
от Платона защищает происхождение знания из чувств. Критиковал и элеатов за их
отрицание движения. Как он считал, любое явление предполагает возможность
изменения и цель этого изменения. Выступил как создатель логики, стремился
соединить формы мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии
с объективной реальностью. Был идеологом рабовладельцев, считал рабство одних и
господство других естественным состоянием. В то же время считал, что
значительное богатство - результат противоестественного его приобретения.