16. Особенности и главные
темы размышления средневековой фс. Патристика.
С V по XV в. Это период времени, когда философия становится теоцентрической (тео-бог), т.к. в это время безраздельно господствовала христианская религия, которая сформировалась в начале нашей эры в римской провинции – Иудеи. Затем в IV в. была провозглашена новой официальной религией. Главными категориями этой философии являются: идея откровения, идея творения, номинализм, реализм, универсал. Общественное сознание в этот период было обращено прежде всего, на борьбу с язычеством и на становление христианства, которое было монотеистичным, так как в центре христианства был единый Бог, но в отличии от предшествующих религий он находился вне мира, он был первичен по отношению к нему. И сколько бы не был совершенен окружающий мир, он является лишь творением непостижимого Бога. Христианин считает, что, когда язычник поклоняется природе, он тем самым принимает её за самого творца, этим принижает Бога. Христианство приходит на период феодализма, предоставляющего собой готическую культуру. Именно в готике выражено стремление абсолюта к Богу. Из небольшой секты христианство стало одной из главных идеологий государства. Христос устраивал как богатых, так и бедных. Бедных устраивал потому, что сам был беден и страдал, а страшный суд после смерти даст возможность увидеть справедливость. Главная цель христианства– показать совершенство духовного и несовершенство материального, земного. В период Средневековья церковь приобщала людей к эстетическому образу жизни. Священнослужители вырабатывали у народа иммунитет к красоте телесной, чувственной, как к главной опасности, стоящей на пути возвышения духа. Потому, что красота приводит к надменности, гордыне, чувственности, греховности. Главный вид искусства – иконопись. Лица, изображённые на них были суровыми, измождёнными от постов и скорби. Главное, что было в иконе – это глаза. Идея христианства в середине века стала диктатом всего человечества. И на каком-то этапе вместо очищения и одухотворённости, стали рождаться междоусобные войны и крестовые походы. Религия опирается на веру, а философия – на знания. Поэтому они не могут быть совместимы, но представители патристики считали, что философия не противоречит к более совершенному способу познания.
Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.
Возникло феод. Общество. Монастыри были центрами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля). Одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философов идеалистов древности. Так возникла литература апологетов (защитников) христианства, а за тем патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Не создав философской системы, апологеты, наметили круг вопросов, которые стали основными для христианских философов (о боге, о творении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. Разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 –430 н.э.). Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек, который соединяет природные материальные тела и обладает разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него бог. Развил христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное господство церкви. Схоластика: главное направление в развития философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-12вв) 2) период зрелости (13в) 3) упадок (14-15вв). Центральный вопрос – об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика.
Существуют два основных решения этого вопроса:
1) общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Три вида универсалий: (троякость существования): «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей» - в чел. разуме как абстракции.
2) Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Существуют только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания - номинализм. Знание <> вера, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость догматов. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме чел
Природу разделяют на четыре части:
1) природа несотворенная и творящая (бог); 2) природа сотворенная и творящая (идеи, непосредственные причины единичных вещей); 3) природа сотворенная и нетворящая (конечный мир и земное бытие человека); 4) природа нетворящая и несотворенная (бог как цель мирового процесса). Мир вечно мыслим богом. Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с неустановившимся принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Причислен к лику святых.
Средневековая философия: Становление христианства: Христианство оказало огромное влияние на весь последующий период. В средние века оно подчинило себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения явл этика. Источники христианства: Сразу был признан ветхий завет иудеи. С другой стороны важным источником развивающегося учения церкви стали труды «Отцов церкви» => ранний период наз патристика. По практике ранних христиан – в книге «Деяния святых апостолов»: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее…». Евангилевская мораль – называется зло, которое подлежит безусловному уничтожению: 1. Богатство « не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут..». 2. Незаконие, насилие « вы знаете, что князь народов господствует над ними и вельможи властвуют ими, но меж вами да не будет так..». 3. Национальная религиозная вражда.
На место обычных сущ нравов, которые вызывают отчуждение людей в обществе христианство ставит любовь. Она не дополняет эти нравы, а заменяет их собой. Любовь возвышается до универсальной нравственной связи.
Патристика: Этот период, когда на христианское вероучение с одной стороны воздействовали труды отцов церкви, а с другой – античная философия. До 325г происходило утв христианства. Эти труды могли противоречить друг другу. Так Августин выступал против научного знания. Разум только дополняет веру, развивает идею предопределённости. Ориген – был египтянином, требовал изучать древних философов. Развивал диалектику как образ мышления. Считал, что библия имеет 3 смысла: буквальный, моральный, философский. Учил, что адские муки временные и все грешники вернутся к богу.
Схоластика: начинается с 8в, когда центр культурной жизни в Европе переместился в империю Карла великого. Схоластика – учение вести длительные споры и логически выводить требуемые доказательства, основываясь на религиозных текстах. Схоластич диспуты при университете длились до 12ч. Было 3 факультета: богословский, правовой, медицинский. Схоластика требовала от философии быть служанкой богословия. На тысячу лет философия была обречена заниматься изучением бытия бога. В 11в появились тексты Аристотеля в арабских рукописях. Возникла идея оживить схоластику его философией. В итоге появилась система Фомы Аквинского. Современное понимание схоластики – чрезмерное повторение, бессмысленное словопрение.
Фома Аквинский: Сын графа Ландольфа Аквинского. Последние годы преподавал богословие в Париже. В 19в, его учение стало обязательным для католической церкви – неотомизм. Он соединил философию Платона и Аристотеля. Задача науки – объяснить законы мира, но философия не может объяснить всё. Над царством метафизического познания сущ царство изучаемое богословием, куда с помощью разума проникнуть нельзя. Телесные материальные вещи состоят из формы и материи, а духовное имеет только форму. Душа явл формирующим принципом. Аквинский создал теорию души: 3 уровня: 1. Вегетативный(обмен веществ, размножение). 2. Чувственное восприятие (животное). 3. У человека разумная душа. Разуму Аквинский отдаёт предпочтение перед волей. К традиционным греч добродетелям: мудрость, мужество, умеренность и справедливость, он добавил ещё 3 христианских: Вера.. Надежда.. Любовь.. Смысл жизни в счастье, а счастье в познании бога. Средневековье — хронологически большой и неоднородный период, охватывающий V — XV вв., а средневековая философия — это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося христианства, а с другой — с античностью. У Августина Блаженного (354 - 430 гг.) философ, мудрец, богослов, пророк и учитель этики — одна фигура. Все остальные области, традиционно входящие в философию: онтология, гносеология, этика, эстетика — рассматривались под этим углом зрения. Но у философии были и свои, отличные от религии, функции, связанные с сомнением не только в отношении истинности вероисповедных догматов, и со свойствами разума, призванного их побуждать и причащаться к высшей истине. Предпосылки становления и развития философии в средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями эпохи Римской империи: обезличивание рабского труда, падение его производительности, восстания рабов, появление таких социальных групп и прослоек как вольноотпущенные, свободные люмпены, колоны, профессиональные солдаты и др. Варварские нашествия V - VI вв. вызывали экономический хаос и беспорядок. На смену официальной римской религии, не могущей дать утешения массам, и восточным культам шло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином царстве. Христианство решало проблему человека, возводя его до божества, предлагало профетическую церковь-общину, демократизм и всеобъемлющую религиозность, монотеизм, религию священных писаний. Подход к средневековой философии — это подступы к исторически своеобразному способу философствования, сопряженного с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и единобожия. Антично-средневековое христианство и культура были сплавом библейско-иудаистских и эллинских элементов. Переходная эпоха к Средневековью принципиально двумерна в культурно-философском плане. Античный мир поглощен и растворен миром варварским, этот «раствор» двумерен. Теологизация философии и философизация теологии происходят в патристике (II - VI вв.), которая представляет собой одновременно классику античного мира и начало философии Средневековья, сопрягающие ретроспективность и традиционализм. Последнее — всецело дело Библии, экзегет-философ трактует текст, выявляет смысл, шифры бытия. Происходит отчуждение личности мыслителя, что проявляется в анонимном характере средневековой культуры. Средневековая философия филологична, «любословна», литературна. Анализ возможностей слова становится проблемой, связанной с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII - Х вв.). Следующая ступень — спекулятивная, системотворческая и конструктивная экзегеза. Ее средство — разум и философия, цель — вера и авторитет. Схоластика (XI - XIV вв.) и «диалектика» — ото технические дисциплины, где мудрость и мировоззрение сопряжены. Дидактизм, назидательность, учительство — вот специфические черты (схолы) «гомилии», «этимологии», «суммы», «исповеди». Мыслитель — это, прежде всего, учитель с большой эрудицией, психологической самоуглубленностью, с рациональным постижением мира. К особенностям средневековой философии надо отнести тот факт, что истина была открыта в откровении, в священном Писании. Истина стремилась проникнуть в него, а человек, постигая истину, причащался посредством разума к Богу. Разум, таким образом, мистически ориентирован, а мистика была рационально организована. Средневековая мысль теоцентрична: реальность, определяющая все сущее, — не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат два принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию: идея откровения и идея творения (креационизм). Богооткровенность истины предполагает необходимость комментария, экзегезы сакральной или мирской. Слово — в основании творения и было общим для всего сотворенного, что оборачивается проблемой универсалий, которую пытались решить трояко. Концептуализм предполагает существование общего вне и внутри конкретной вещи. Реализм видит существование общего вне и до вещи. Номинализм раскрывает существование общего после и вне вещи. Первичная связанность с античной философской традицией как бы гарантировала истинность реализма в объяснении бытия. Номинализм говорил о распаде средневековых парадигм мышления, а концептуализм был умеренным сочетанием обоих направлений. Средневековая философия выступала и в виде практической или моральной философии, занималась формированием этических начал, направляющих человека к Богу, наставляющих его на путь спасения, определяя способы причащения праведности (крещение, евхаристия, молитва, пост). Высшее благо и этика непосредственно связаны с воздействием на человека. Живущий в добродетели человек — вот вывод, который подкрепляется доказательством, что разумные существа возносятся ввысь не по природе, а по заслугам, которые они приобрели вследствие свободы (осознания греха и вины).