18. Итальянский гуманизм 14-15 вв.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма .Для философии это время стало своеобразным переходным периодом- от теоцентризма к рационализму , к исследованию мира средствами научного познания. Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. Галилео Галилей (1564-1642). С его именем связано зарождение экспериментальной науки раннего Нового времени .Этот исследователь стал основателем динамики как науки о движении физических тел. Имена философов – естествоиспытателей эпохи Возрождения символизировали собой острую борьбу старого и нового , противоречивый и даже драматичный процесс становления науки и утверждения ее позиций общественной жизни. Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Гуманизм как течение зародился в Италии в среде образованных городских слоев. Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе. Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. В эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой. В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире, имел место культ красоты и духовности человека. Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведении в общественной жизни. Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и в таком явлении, как утопический социализм. Утописты в частной собственности видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства людей. Утописты полагали, что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть, которые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе. Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества, богатство иных форм духовности (естествознание, искусство, социально-политические учения). Значение эпохи Возрождения для философии состоит, прежде всего, в том, что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры.

Особенности эпохи Возрождения и их отражение в фил. мысли.

Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция. Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность. В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенностях фил.:

1) Ф - это антропоцентризм.

2) Ф тесно связана с развитием естествознания

3) Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как самостоятельное явление

4) Поднимаются вопросы естественной морали, естественного права и естественной религии.

С Никколо Макиавелли (1469-1527) начинается новая эпоха политического мышления. Политическая философия Макиавелли носит научный и эмпирический характер, она основана на его собственном опыте и ставит своей задачей указать средства для достижения намеченных целей, независимо от того, признаются эти средства хорошими или дурными. В конце XV - начале XVI вв. Италию потрясали постоянные войны, которые тормозили экономическое и культурное развитие общества. Италия была раздроблена на городские республики, князья соперничали между собой за власть, часто используя при этом аморальные средства,   и не было силы, которая способна была бы объединить страну. Политическая ситуация является причиной кризиса моральных ценностей, нового видения политики. Самое знаменитое произведение Макиавелли – «Государь» - было написано в 1513 году и посвящено Лоренцо Медичи. Цель трактата – раскрыть на основании опыта истории и современных для автора событий, как завоевывается княжеская власть, как она удерживается и как теряется. Образцом правителя для Макиавелли являлся Чезаре Борджа, которого «можно поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы и с помощью чужого оружия». Правитель не должен быть связанным какими-либо априорными схемами, правовыми предписаниями, религией или своим собственным словом. Он должен руководствоваться реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным: «Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями  в жестокости». «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи, в конечном счете, преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность». Следует заметить, что более крупное сочинение Макиавелли «Рассуждения» носит значительно более республиканский и либеральный характер, и, не зная его, можно получить одностороннее представление о взглядах Макиавелли. Он восхищается Чезаре Борджа не за цели, которые он ставил, а только за искусство, с которым он их преследовал; политической мечтой Макиавелли была единая Италия. Эти два чувства – культ искусства достижения цели и патриотическая жажда единства Италии – жили в его уме  бок о бок, нисколько не сливаясь друг с другом. «Государь» завершается страстным призывом освободить Италию из рук «варваров»

Используются технологии uCoz