18. Итальянский гуманизм 14-15 вв.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в.,
означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма .Для философии это время стало своеобразным переходным периодом- от теоцентризма к рационализму , к исследованию мира
средствами научного познания. Эпоха Возрождения была периодом органичного
синтеза философской мысли, науки и искусства. Галилео Галилей (1564-1642). С его именем связано зарождение
экспериментальной науки раннего Нового времени .Этот
исследователь стал основателем динамики
как науки о движении физических тел. Имена философов – естествоиспытателей
эпохи Возрождения символизировали собой острую борьбу старого и нового ,
противоречивый и даже драматичный процесс становления науки и утверждения ее
позиций общественной жизни. Весьма важной чертой философии и культуры эпохи
Возрождения был гуманистический
антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и
высшей ценности. Гуманизм как течение зародился в Италии в среде образованных
городских слоев. Центром итальянского гуманистического движения стала
Флоренция. Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской
литературе. Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валла
(1407-1457). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого
философа Эпикура. В эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной
средой. В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире,
имел место культ красоты и духовности
человека. Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо
Макиавелли (1469-1527), он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его
поведении в общественной жизни. Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и
в таком явлении, как утопический социализм. Утописты в частной собственности
видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства
людей. Утописты полагали, что частная собственность развивает в людях
безудержный эгоизм и зависть, которые подавляют коллективистское начало в
человеке и обществе. Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества,
богатство иных форм духовности (естествознание, искусство, социально-политические
учения). Значение эпохи Возрождения для философии состоит, прежде всего, в том,
что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое
мировоззрение, ориентированное на научное
знание и носящее светский характер.
Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры.
Особенности эпохи
Возрождения и их отражение в фил. мысли.
Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция. Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность. В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенностях фил.:
1) Ф - это антропоцентризм.
2) Ф тесно связана с развитием естествознания
3) Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как самостоятельное явление
4) Поднимаются вопросы естественной морали, естественного права и естественной религии.
С
Никколо Макиавелли (1469-1527)
начинается новая эпоха политического мышления. Политическая философия
Макиавелли носит научный и эмпирический характер, она основана на его
собственном опыте и ставит своей задачей указать средства для достижения
намеченных целей, независимо от того, признаются эти средства хорошими или
дурными. В конце XV - начале XVI вв. Италию потрясали постоянные войны, которые
тормозили экономическое и культурное развитие общества. Италия была раздроблена
на городские республики, князья соперничали между собой за власть, часто
используя при этом аморальные средства,
и не было силы, которая способна была бы объединить страну. Политическая
ситуация является причиной кризиса моральных ценностей, нового видения
политики. Самое знаменитое произведение Макиавелли – «Государь» - было написано
в 1513 году и посвящено Лоренцо Медичи. Цель трактата – раскрыть на основании
опыта истории и современных для автора событий, как завоевывается княжеская
власть, как она удерживается и как теряется. Образцом правителя для Макиавелли
являлся Чезаре Борджа,
которого «можно поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы и с
помощью чужого оружия». Правитель не должен быть связанным какими-либо
априорными схемами, правовыми предписаниями, религией или своим собственным
словом. Он должен руководствоваться реальными фактами, может быть жестоким,
хитрым, грешным, беспощадным: «Государь, если он желает удержать в повиновении
подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости». «Излишне говорить, сколь
похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность.
Однако мы знаем, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не
старался сдержать данное слово и умел, кого нужно,
обвести вокруг пальца; такие государи, в конечном счете, преуспели куда больше,
чем те, кто ставил на честность». Следует заметить, что более крупное сочинение
Макиавелли «Рассуждения» носит значительно более
республиканский и либеральный характер, и, не зная его, можно получить
одностороннее представление о взглядах Макиавелли. Он восхищается Чезаре Борджа не за цели, которые
он ставил, а только за искусство, с которым он их преследовал; политической
мечтой Макиавелли была единая Италия. Эти два чувства – культ искусства
достижения цели и патриотическая жажда единства Италии – жили в его уме бок о бок, нисколько не сливаясь друг с
другом. «Государь» завершается страстным призывом освободить Италию из рук
«варваров»