25. Учение о субстанции в новое время (Декарт, Спиноза)

Бенедикт Спиноза (1632 - 1677 гг.) под влиянием фи­лософии Декарта и естествознания излагает рационализм «геометрическим методом» в своем главном труде «Эти­ка». В основу фило­софской системы кладется учение о единой субстанции, ат­рибутами которой являются мышление и природа. Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие. Бог — внут­ренняя причина природы и универсальная причина мира. Субстанция совершенна, бесконечна, неподвижна и явля­ется сама себе причиной. Описание единичных вещей, мо­дусов, покоящихся на «внешней причине», завершает си­стему. Субстанция — природа творящая, а единичные вещи — природа сотворенная. Мир единичного (чувствен­ный мир) имеет причину, которая механистична. Спино­за выделяет три ступени познания: наивысшую — истина постигается непосредственно разумом, интуитивно зрима; рассуждения разума, которые нуждаются в доказатель­ствах, и низшая — опирается на представления, основы­вающиеся на чувственном восприятии окружающего мира. Последнее — познание недоказуемое и недостовер­ное, поверхностное знание о вещах.

Учение о субстанции:

Субстанция лежит в основе всего многообразного богатства бытия. Дуализм заключается в: Бог - субстанция. Бог - причина мира. однако утверждает, что природа бладает бесконечностью существования.

Учение о субстанции:

1. Субстанция вечна (она безначальна и бесконечна относительно своего существования).

2. Субстанция бесконечна в пространстве.

3. Субстанция не состоит из частей.

4. Субстанция не делима. Атрибуты субстанции: пространство, движение, время.

Субстанция выступает отдельной вещью. Атрибут, это то, что ум представляет субстанции, т. е. то, что составляет субстанцию. Атрибут Бога - его всемогущество, всепримудрость. Модусы-состояние проявления субстанции, природа произведения субстанции. Познание субстанции увственный уровень. Модус человека - способность мыслить. Субстанция - обладает атрибутом протяженности, вещь притяженная и мыслящая. Метафизика: мир есть застывшая, раз и навсегда данная субстанция. Идея развития мира выпала из поля зрения Спинозы. Спиноза стоит на позиции рационализма. Практика не есть критерий истины. Критерии истины находятся не вне разума, а в нем самом. Готфрид ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) нем. философ. Лейбниц- объективный идеалист. Он за развитие техники и распространение научных знаний. В своей философии пытается применить веру и знание, религию и науку, теологию и философию. Проходит путь от механического материализма к объективному идеализму. Монадология Лейбница:

Монады - истинные атомы природы. Субстанция - исходное начало всего сущего. Она должна быть проста и неделима. Субстанция должна обладать способностью действия и самосто­ятельностью. Монада - метафизическая точка, центр деятельной силы. Материя пассивна, не обладает способностью деятельности. Дух - способность непрерывной деятельности. Монада уховная субстанция. Монады вечны, они не уничтожимы естественным путем. Основа монады есть Бог. Монада - одна из непрерывных излучений Божественного разума. Единство и согласованность монад - результат предустановленной гармонии. Эта гармония представляет каждую монаду в живом зеркале вселенной. Деятельность монад заключается в перцепции. Перцепция - чувственное восприятие внешних предметов.

 

Используются технологии uCoz