25. Учение о субстанции в новое время (Декарт, Спиноза)
Бенедикт Спиноза (1632 - 1677 гг.) под влиянием философии Декарта и
естествознания излагает рационализм «геометрическим методом» в своем главном
труде «Этика». В основу философской системы кладется учение
о единой субстанции, атрибутами которой являются мышление и природа.
Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие. Бог — внутренняя причина
природы и универсальная причина мира. Субстанция
совершенна, бесконечна, неподвижна и является сама себе причиной. Описание
единичных вещей, модусов, покоящихся на «внешней причине», завершает систему.
Субстанция — природа творящая, а
единичные вещи — природа сотворенная. Мир единичного
(чувственный мир) имеет причину, которая механистична. Спиноза выделяет три
ступени познания: наивысшую — истина постигается
непосредственно разумом, интуитивно зрима; рассуждения разума, которые
нуждаются в доказательствах, и низшая — опирается на представления, основывающиеся
на чувственном восприятии окружающего мира. Последнее — познание недоказуемое и
недостоверное, поверхностное знание о вещах.
Учение о субстанции:
Субстанция лежит в основе всего многообразного богатства бытия. Дуализм заключается в: Бог - субстанция. Бог - причина мира. однако утверждает, что природа -обладает бесконечностью существования.
Учение о субстанции:
1. Субстанция вечна (она безначальна и бесконечна относительно своего существования).
2. Субстанция бесконечна в пространстве.
3. Субстанция не состоит из частей.
4. Субстанция не делима. Атрибуты субстанции: пространство, движение, время.
Субстанция выступает отдельной вещью. Атрибут, это то, что ум представляет субстанции, т. е. то, что составляет субстанцию. Атрибут Бога - его всемогущество, всепримудрость. Модусы-состояние проявления субстанции, природа произведения субстанции. Познание субстанции -чувственный уровень. Модус человека - способность мыслить. Субстанция - обладает атрибутом протяженности, вещь притяженная и мыслящая. Метафизика: мир есть застывшая, раз и навсегда данная субстанция. Идея развития мира выпала из поля зрения Спинозы. Спиноза стоит на позиции рационализма. Практика не есть критерий истины. Критерии истины находятся не вне разума, а в нем самом. Готфрид ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) нем. философ. Лейбниц- объективный идеалист. Он за развитие техники и распространение научных знаний. В своей философии пытается применить веру и знание, религию и науку, теологию и философию. Проходит путь от механического материализма к объективному идеализму. Монадология Лейбница:
Монады - истинные атомы природы. Субстанция - исходное начало всего сущего. Она должна быть проста и неделима. Субстанция должна обладать способностью действия и самостоятельностью. Монада - метафизическая точка, центр деятельной силы. Материя пассивна, не обладает способностью деятельности. Дух - способность непрерывной деятельности. Монада -духовная субстанция. Монады вечны, они не уничтожимы естественным путем. Основа монады есть Бог. Монада - одна из непрерывных излучений Божественного разума. Единство и согласованность монад - результат предустановленной гармонии. Эта гармония представляет каждую монаду в живом зеркале вселенной. Деятельность монад заключается в перцепции. Перцепция - чувственное восприятие внешних предметов.