26. Фс Канта (предмет и цель фс, обоснование научного знания, обоснование морали)

Теоретическая фил-я Канта.

Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел. поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание.  З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав. для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважения к нравст. з-ну. К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Чел-к – высшая ценность. У каждого чел-ка есть свое достоинство, кот. он оберегает. Но он должен понимать что достоинство другого чел-ка – тоже высшая ценность. В мире нет образца, эталона добра и нравственности. Нет такой личности. Понятие о добре дано нам свыше. К. сформулировал нравственный з-н, кот .назвал категорическим императивом. Суть его в следующем: относиться к другим нужно также, какого отношения ты ждешь к себе. К чел-ку нельзя относиться как к средству для решения своих проблем. Относиться надо как к высшей ценности.

Практическая фил-я Канта.

К. называл свою ф. систему трансцендентальным идеализмом. Основные идеи: Хотя всякое знание начинается с опыта, отнюдь не все они возникают из опыта. Ко всем разумным в-вам следует относиться как к самоцели, а не как к средству. Теорию познания К.: Существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем. Т.о. формируются восприятия, которые носят субъективный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Т.о., вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка явилась субъекту, и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, К. называл явлениями. Человек, по мнению К., может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество и свойства вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в - себе", непознанными, нераскрытыми. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Субъект творит объект познания, а не копирует его. В процессе познания чел-к применяет 2 типа суждений: аналитические, субъект объясняет имеющиеся знания и синтетические, добыча новых знаний.

Иммануил Кант родился в 1724г. в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делят на два периода. В первый докритический период (до начала 70-х гг.) пытался решать философскую проблему - бытия, философию природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия разработана и обоснована как умозрительная наука (без обращения к опытным данным). Рассмотрел новую, немеханическую картину вселенной. Все тела состоят из атомов, которые обладают присущими им силами притяжения и отталкивания. На основе этих сил строится космогоническая теория происхождения планет и звезд. Идея постоянного возникновения и уничтожения материи критического отношения к формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон. Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате приливов. Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и реальным, ввел понятие отрицательных величин. Роль формально - дедуктивных методов ограничивается в пользу опыта. Во второй период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его «критикой разума». Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался: выяснить источники различного вида знаний - научного и философского; на чем основывается достоверность знаний; исследовать формы и категории научного мышления... При исследовании вопроса о границах и формах человеческого познания заявляет, что мир сущностей должен быть предметом веры. Вещи в себе трансцендентны, потусторонни, вне времени и пространства. Отсюда его учение - трансцендентальный идеализм. Учение "Критической философии" сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в трактах «Критика чистого разума» (81), «Критика практического разума» (88) и «Критика способности суждения» (90) (теория познания, этика и эстетика, учение о целесообразности в природе соответственно) Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействую на наши органы чувств и вызывают ощущения. Ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о «вещах в себе». Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о «вещах в себе», а только о свойствах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания. «Вещи в себе» принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (постаприорное) и доопытное (априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. «Все лебеди белые». Но опыт никогда не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее знание есть априорное, внеопытное по своему принципу. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в которой мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяженность (предикат - имеют протяженность). Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Есть два класса синтетических суждений: связь предиката с суждением мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) – апостериорные: эта связь не может основ. на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные суждения.(все, что случается, имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое значение. Вопрос об априорных суждениях он ставит в след форме: как возможны такие суждения в математике; как возможны они в теоретическом естествознании; возможны ли они в метафизике. Решение этих вопросов он связывает с исследованием трех основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума. Чувственное познание. Вопрос о возможности суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждении математический синтез субъекта с предикатами основывается либо на чувственном созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего). У Канта пространство и время перестают быть формами сущности вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности. Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием возможности априорного синтетического суждения в теоретическом естествознании являются категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое из опыта. Категории не формы бытия, а понятия рассудка. Категории априорны. По Канту ни ощущения ни понятия сами не дают знания. Ощущения без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теоретического естествознания. В основе всех суждений естественных наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предметом и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции; причинности; взаимодействия субстанций. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предмету ту форму, под которой он только и может познаваться - форму всеобщего и необходимого знания. Вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти три закона не составляют определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием. Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое созерцание с рассудочной деятельностью. Ноумен - это не объект чувственного созерцания, а умопостигаемый объект. Учение о разуме и антиномиях. Разум направлен на рассудок и с опытом совсем не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию, истекающее из высших этических законов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и случайности, о существовании бога как необходимого существа. Предмет метафизики есть предмет разума. Однако при попытке дать научное содержание сущности этих вопросов, разум впадает в противоречия. Выход в ограничении знания в пользу веры, в разделении сущностей и вещей в себе. Антиномии 1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или бесконечен) 2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не существует ничего простого, все сложно); 3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную причинность (все детерминировано, свободы нет). 4) к миру принадлежит (или часть мира).

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как человек есть явление среди других явлений природы и в этом отношении подчинен необходимости. Но человек также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Как нравственное существо чел принадлежит к миру умопостигаемых «вещей в себе». И в этом качестве он свободен. Нравственный закон Кант понимает как безусловное предписание или «категорический императив». Закон этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. Поступок может быть моральным только если он совершен из уважения к нравственному закону. Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и законы (выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые выполняются при определенных условиях, и категорические, выполняемые при любых условиях.

Совокупность добродетелей:

1)      забота о сохранении жизни и здоровья;

2)       правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д.

Важнейшее значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные обязанности - любовь и уважение. Этическое учение - гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя приносить ее в жертву даже ради блага общества. Кант стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показывает, что между моральным или аморальным поведением человека и его счастьем не существует необходимого соответствия. Противоречие между моральным поведением человека и результатом этого поведения в эмпирической жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, которое требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нравственное сознание вынуждено верить, будто соответствие осуществляется в мире «умопостигаемом». Существование понятий свобода, бессмертие и бог объясняется по Канту верой в «умопостигаемый» мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование «практического разума». Практический разум - человек если не приучается быть морально добрым, то становится, по крайней, мере хорошим гражданином. Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то есть нельзя быть аморальным политиком. Средство борьбы против этого - гласность. Ход исторического процесса - антагонизм.

 

 

Используются технологии uCoz