27. Фс Гегеля (учение об абсолютной идее,
логика её развития, диалектика)
Метод и система фил-и Гегеля
Высшим
достижением нем. кл. фил. являлась диалектика
Г. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь
природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном
движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть
внутреннюю связь этого движения и развития. Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории
диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект
существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного
предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных
отношений в качественные (при изменении количественных отношений после
определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения
меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Развитие происходит
по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между
формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и
борьба противоположностей. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение,
иллюминация одной из сторон или компромисс.
Исходя
из диалектического положения о единстве сущности и
явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в
себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания.
“Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”. Система
Гегеля есть объективный идеализм.Основой
бытия явл-ся абсолютная
идея, кот. проходит 3 стадии развития: логики, природы и стадию духа.
Отсюда противоречие. Метод, разраб Г., направлен на
бесконечность познания. Поскольку же основой его явл.
абс. дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть
система познания, пройдя цикл познават. ступеней,
завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор.
методом и системой Г. есть противоречие между конечным
и бесконечным. Все сущ-щее находится во взаимосвязи,
в изменении и развитии как проявление развивающейся абсолют.
идеи. Всю мировую историю Гегель разделял на три
основные эпохи: восточную, античную и германскую. Рассматривал фил. как эпоху схваченную в мыслях.
Выдающимся
представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих
Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал
философию и телеологию в Тюбингенском университете.
После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801г. защитил
докторскую и стал профессором Иенского
университета. Первым выдающимся трудом Гегеля является его «феноменология духа»
(1806). В 1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал
профессором, ректором. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения
Гегеля. Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в
систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и
подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший в философии. Кантовской
«вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется,
явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы
действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея или мир
дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.
Деятельность абсолютной идеи
заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе
самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей
абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое
содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме
инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории);
развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На
этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя
в форме человеческого сознания и самосознания.
Логика. Предшествует
истории и природе, творит их. Делится на три части: учение о бытие, о сущности
и о понятии. Бытие и сущность - ступеньки, по которым взбирается понятие, затем
предстает во всеобщности и полноте. В логике развитие абсолютной идеи
происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправная точка - чистая
абстрактная мысль о бытие стремится получить свое содержание через нечто, что
есть уже не чистое бытие, а определенное бытие. Начинается процесс становления
абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто
определенно сущее или качество. Категория качества развивается в единстве с
категорией количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность
процесса развития, прерывная постепенность. От бытия, понимаемого как явление,
переход к глубоким внутренним закономерностям - сущности. Здесь закон о
взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе.
Противоречие есть соотношение противоположностей, которое нуждается в
разрешении или снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия:
соотношение основания и следствия, возможности и действительности, случайности
и необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие
явления. Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же
сама основание существования. Отвергает представления о непознаваемости
сущности. Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и
сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу,
которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и
метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть
процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть
безусловное единство понятия и предмета. Инобытие или природа. Создательница
природы - мысль. Ступени развития природы - механизм, химизм, организм. Природа
не есть саморазвитие, а лишь проявление саморазвития логических категорий, составляющих
ее духовную сущность. Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный
дух - душа или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух - сфера
права. Он является свободным волеизъявлением, а система права - царство
свободы. Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье,
обществе и государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит
три степени развития: искусство (непосредственная форма знания абсолютной
истины), религия (содержит понятие бога), философия (высшая ступень развития,
полное раскрытие истины). Идея познает саму себя, возвышается до чистого
принципа, соединяя концепцию абсолютной идеи с ее началом. Тождество бытия и
мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против
агностицизма Канта). Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он
считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило
в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а
поступательно от низших форм к высшим. В этом процессе
совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником
развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень
всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.
Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть то,
чем она является благодаря качеству. Количество есть внешняя для бытия определенность,
дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное скачкообразное развитие.
Закон взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и
борьбе противоположностей. Закон отрицания отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и
каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальное
отрицание, а сохранение положительного.
Диалектика Гегеля.
Достигнув некоторой точки, индивидуальное сознание попадает в область чистого
мышления, где наступает абсолютное тождество мышления и бытия. Г. доказывал,
что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания,
инструментом которого является логическое мышление, а основной формой -
понятие. В основе рационального познания Г. лежит диалектическая логика, заключенная
в саморазвитии понятия. Саморазвитие понятия проходит тройственный цикл:
утверждение (тезис), отрицание (антитезис), отрицание отрицания или новое
понятие, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более
высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Через
диалектическое развитие понятий Г. выводил идею "абсолютного
понятия", Ценнейшим приобретением фил-ии
Г. была диалектика, изложенная в "Науке логики". Дал анализ важнейших
з-в и категорий диалектики, логики и теории познания,
создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. В
основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что
источник всякого развития-как природы, так и
общества, и человеческого мышления-заключен в
саморазвитии понятия, а значит имеет логическую,
духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией
своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику
вещей-процессов в природе и обществе. Диалектика вещей по Гегелю, есть,
отраженная, «отчужденная», форма подлинной диалектики, присущей только жизни
понятия», или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы
в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской
религии, а как безличный процесссамодвижения понятия,
с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом
процессе-через развертывание исходного противоречия и
его последующее преодоление.
Абсолют проникает во все явления природы и в саму жизнь общества. Абсолют -некое духовное начало. Его ипостасии: мировой разум, мировой дух, абсолютная идея.
Абсолютная идея существует до мира. Абсолютная идея - идея Бога, находится за пределами мира Гегель - крупнейший диалектик Проблема отчуждения:
1. Абсолютная идея отчуждает себя, т. е. превращается в природу, её цель и задача -распредмечивание мира (должна пройти в природе различные ступени)
2. В духе (история, мышление) абсолютная идея возвращается к себе. Рассмотрим абсолютную идею через самоотчуждение. Под отчуждением понимает:
1. Возникновение всякой предметности из духа. Порождение духом природы и общества. (Опредмечивание (овеществление) - духовно-движущая сила развития природы и общества и распредмечивание).
2. Абсолютная идея отчуждает себя в отношениях между субъектом и объектом во всякой целесообразной деятельности человека. Принцип триады Гегеля:
1. Тезис
2. Антитезис - противоположность тезису.
3. Синтез - включает все положительное из тезиса и антитезиса.
Философская система Гегеля рассматривается в 3-х формах:
1. В виде чистых логических сущностей.
2. В форме инобытия идей (природа).
3. В различных формах конкретного духа. Части Гегельской философской системы:
Логика - наука о чистом понятии или абстрактной идее. Природа - внешняя реальность. Дух -возвращение идей к самой себя. Наука логики - рассматривает системы законов и категорий, принципы познания. Законы диалектики - законы самопознания, саморазвития абсолютных идей. Сущность вселенной не содержит в себе преград познающему человеческому разуму, она раскрывает свои тайны, разворачивает сущность перед мыслящим человеческим разумом. Единство теории и практики образует абсолютную идею, завершается процесс самопознания абсолютных идей, своей сущности. Достигается вершина логического саморазвития духа.
2. Философия природы - вторая часть системы Гегеля. Гегель ставит вопрос: "Почему Бог определил сам себя сотворить мир?" Природа есть окаменевший дух, она инобытие идей. Отбрасывает телеологический принцип построения мира.
3. Философия духа - третья часть философской системы Гегеля. Достигнув ступени духа, абсолютная идея преступает к самопознанию. Философия духа включает в себя:
1. Субъективный дух - индивидуальное сознание. На основе субъективного духа рассматривает:
а). Антропологию - изучает душу человека, часть духовной деятельности человека связанной с его телесностью. Душа есть нечто всепроникающее, душа истина, идеальность всего материального.
б). Феноменологию - душа только сон духа, она просыпается в сознании человека. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духовной субстанцией мира. Человек распредмечивает объективный мир.
в). Психология - предмет изучения формы знаний и деятельности человека взятые в отрыве от содержания этой деятельности. Гегель говорит, что восприятие, представление, мышление человека - есть "теоретический дух". Чувства и воля выступают как "практический дух". Содержанием наполняются в сфере субъективного и объективного духа (в искусстве, праве религии, философии.
Философская система у Гегеля метафизическая. Гегель утверждает, что "Я говорю устами Бога". Гегель претендует на то, что в его философской системе человечество получило высшее познание мира, исчерпывающие знание о мире, а значит процесс познания мира не нужен. Метод у Гегеля диалектический. История - развитие мирового разума. "Народный дух" - единство законов, учреждений, религии, искусства и философии. Вывод, что "дух народа" -носитель мирового духа. Цель всемирной истории - познание мировым духом самого себя.