27. Фс Гегеля (учение об абсолютной идее, логика её развития, диалектика)

Метод и система фил-и Гегеля

Высшим достижением нем. кл. фил. являлась диалектика Г. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”. Система Гегеля есть объективный идеализмсновой бытия явл-ся абсолютная идея, кот. проходит 3 стадии развития: логики, природы и стадию духа. Отсюда противоречие. Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же основой его явл. абс. дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Все сущ-щее находится во взаимосвязи, в изменении и развитии как проявление развивающейся абсолют. идеи. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. Рассматривал фил. как эпоху схваченную в мыслях.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801г. защитил докторскую и стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом Гегеля является его «феноменология духа» (1806). В 1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором, ректором. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший в философии. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Логика. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность - ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает во всеобщности и полноте. В логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие стремится получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а определенное бытие. Начинается процесс становления абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность. От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия: соотношение основания и следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления. Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама основание существования. Отвергает представления о непознаваемости сущности. Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное единство понятия и предмета. Инобытие или природа. Создательница природы - мысль. Ступени развития природы - механизм, химизм, организм. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность. Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух - душа или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух - сфера права. Он является свободным волеизъявлением, а система права - царство свободы. Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три степени развития: искусство (непосредственная форма знания абсолютной истины), религия (содержит понятие бога), философия (высшая ступень развития, полное раскрытие истины). Идея познает саму себя, возвышается до чистого принципа, соединяя концепцию абсолютной идеи с ее началом. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта). Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим. В этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству. Количество есть внешняя для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное скачкообразное развитие. Закон взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение положительного.

Диалектика Гегеля. Достигнув некоторой точки, индивидуальное сознание попадает в область чистого мыш­ления, где наступает абсолютное тождество мышления и бытия. Г. доказывал, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального позна­ния, инструментом которого явля­ется логическое мышление, а основной формой - понятие. В ос­нове рационального познания Г. лежит диалектическая логика, заклю­ченная в саморазвитии поня­тия. Саморазвитие понятия проходит тройственный цикл: утверждение (тезис), отрицание (антитезис), отрицание отрицания или новое понятие, достигнув которого весь процесс воспроиз­водится вновь, но на более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший син­тез. Через диалекти­ческое развитие понятий Г. выводил идею "абсолютного понятия", Ценнейшим приобретением фил-ии Г. была диалектика, изложенная в "Науке логики". Дал анализ важнейших з-в и категорий диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития-как природы, так и общества, и человеческого мышления-заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей-процессов в природе и обществе. Диалектика вещей по Гегелю, есть, отраженная, «отчужденная», форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятия», или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесссамодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе-через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.

Абсолют проникает во все явления природы и в саму жизнь общества. Абсолют екое духовное начало. Его ипостасии: мировой разум, мировой дух, абсолютная идея.

Абсолютная идея существует до мира. Абсолютная идея - идея Бога, находится за пределами мира Гегель - крупнейший диалектик Проблема отчуждения:

1. Абсолютная идея отчуждает себя, т. е. превращается в природу, её цель и задача -распредмечивание мира (должна пройти в природе различные ступени)

2. В духе (история, мышление) абсолютная идея возвращается к себе. Рассмотрим абсолютную идею через самоотчуждение. Под отчуждением понимает:

1. Возникновение всякой предметности из духа. Порождение духом природы и общества. (Опредмечивание (овеществление) - духовно-движущая сила развития природы и общества и распредмечивание).

2. Абсолютная идея отчуждает себя в отношениях между субъектом и объектом во всякой целесообразной деятельности человека. Принцип триады Гегеля:

1. Тезис

2. Антитезис - противоположность тезису.

3. Синтез - включает все положительное из тезиса и антитезиса.

Философская система Гегеля рассматривается в 3-х формах:

1. В виде чистых логических сущностей.

2. В форме инобытия идей (природа).

3. В различных формах конкретного духа. Части Гегельской философской системы:

Логика - наука о чистом понятии или абстрактной идее. Природа - внешняя реальность. Дух озвращение идей к самой себя. Наука логики - рассматривает системы законов и категорий, принципы познания. Законы диалектики - законы самопознания, саморазвития абсолютных идей. Сущность вселенной не содержит в себе преград познающему человеческому разуму, она раскрывает свои тайны, разворачивает сущность перед мыслящим человеческим разумом. Единство теории и практики образует абсолютную идею, завершается процесс самопознания абсолютных идей, своей сущности. Достигается вершина логического саморазвития духа.

2. Философия природы - вторая часть системы Гегеля. Гегель ставит вопрос: "Почему Бог определил сам себя сотворить мир?" Природа есть окаменевший дух, она инобытие идей. Отбрасывает телеологический принцип построения мира.

3. Философия духа - третья часть философской системы Гегеля. Достигнув ступени духа, абсолютная идея преступает к самопознанию. Философия духа включает в себя:

1. Субъективный дух - индивидуальное сознание. На основе субъективного духа рассматривает:

а). Антропологию - изучает душу человека, часть духовной деятельности человека связанной с его телесностью. Душа есть нечто всепроникающее, душа истина, идеальность всего материального.

б). Феноменологию - душа только сон духа, она просыпается в сознании человека. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духовной субстанцией мира. Человек распредмечивает объективный мир.

в). Психология - предмет изучения формы знаний и деятельности человека взятые в отрыве от содержания этой деятельности. Гегель говорит, что восприятие, представление, мышление человека - есть "теоретический дух". Чувства и воля выступают как "практический дух". Содержанием наполняются в сфере субъективного и объективного духа (в искусстве, праве религии, философии.

 Философская система у Гегеля метафизическая. Гегель утверждает, что "Я говорю устами Бога". Гегель претендует на то, что в его философской системе человечество получило высшее познание мира, исчерпывающие знание о мире, а значит процесс познания мира не нужен. Метод у Гегеля диалектический. История - развитие мирового разума. "Народный дух" - единство законов, учреждений, религии, искусства и философии. Вывод, что "дух народа" оситель мирового духа. Цель всемирной истории - познание мировым духом самого себя.

                                     

Используются технологии uCoz