32. В. Соловьёв: учение об абсолютном и его развитии. Роль человека
в мироздании.
СОЛОВЬЕВ
Владимир Сергеевич (1853—1900) —
мыслитель России. Первым в России создал оригинальную философскую систему.Предельно высшим единством
сущего, по Соловьеву, является Бог. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное
одухотворено божественным началом, выступающим в качестве мировой души, или
Софии, т.е. смысло-наполненностью вещей и событий,
что связано с идеей творческого мастерства. Стержневым принципом философии Соловьева
является философия положительного
всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как
проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип:
Абсолютное осуществляет благо через
истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют
нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма.Реальный мир представал у
Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, — это тело Божие или материя Божества, субстанциональная премудрость
Бога, проникнутая началом божественного единства; посредником между Богом и
сущим выступала София — Мудрость Божия. Призванием человека, который является «центром
всеобщего сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе
роль — роль ее освободителя и спасителя («теурга»). Именно человечество
является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится
форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван
видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель
мировой истории — единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого
человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между
божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к
природе, к Богу.В обществе идея всеединства раскрывается как
богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе
все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая
установлению на земле «царства божьего», понимаемого как «действительный
нравственный порядок». Залогом установления такого всеединства является
объединение западной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.Рассматривая проблему
«человек и общество», Соловьев утверждал, что человек — вершина творения Бога.
Общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное общество.
Идеалы совершенного добра открывает христианство. Требования добра необходимы
в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу
философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов
философствования, единения западной и восточной культурных традиций.
Религиозная философия Вл. Соловьева (общая характеристика и основные понятия).
Одним из выдающихся русских философов был Владимир
Сергеевич Соловьев (1853-1900), сын С.М. Соловьева, ректора Московского
университета и автора 29-томной «Истории России с древнейших времен»
(1851-1879). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература,
идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической
философии и отчасти славянофилов. Философия
всеединства Соловьева представляет собой синтез идей западноевропейской и
восточной мысли.Общественно-историческая
задача философии - спасение человека
и человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следовательно,
я существую. Основа нравственности - нерасторжимая связь поколений в деле
подготовки к явлению царства Божия. Из добра он
выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие
нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.
Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на этот путь -
Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное второстепенно.
Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом - всеединство. Необходимо подготовить
человека к восприятию христианских ценностей. Центральная идея учения - идея
положительного всеединства или «всеединого сущего». Это всеединство являет
собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое
сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а реальный мир
вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель исторического прогресса -
приблизить реальность к божественному миру, так как реальность раздроблена, и
ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее. Реальный мир -
самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,
посредник между ними - София
(мудрость божья). Мистический образ всеединственности
и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через божественную любовь.
Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром
всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы.
Человечество - посредник между природой и божеством. Человек должен изменять природу
до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного
мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся
связующим звеном между божественными и природными мирами, реализуется в акте
любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная
Женственность, единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно
подчиняет свою волю служению богу и установлению богочеловеческого царства.
Идеи провиденционализма. В обществе идея «всеединства»
раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь,
объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего.
Залогом такого всеединства является объединение католической и православной
церквей. Русская идея - исторический долг России в создании социальной троицы
(аналог божественной) - единение церкви, государства и общества.
Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ (1853-1900) рус. религиозно-идеалистический философ. Его работы запрещены при советской власти. Неверие в Бога опустошает душу человека и доводит человека до самоубийства. Фатально относится к религии. Затем отходит от религии. Работы Спинозы, Гегеля, Канта повлияли на Соловьева как философа. Он пытается создать свою религию. Соловьев говорит: "сознавая свое ничтожество человек приходит к мысли - Бог есть все." Христианское учение дает ответ на все вопросы жизни. Абстрактное изучение разума не дает ответ. Философия Соловьева определяется современниками как философия вечной женственности. В 1880г. защищает диссертацию: "Критика отвлеченных начал". В 1881г. работает профессором Петербургского и Московского университета, и профессором высших женских курсов. После убийства Александра!! выступил за смягчение наказания. Обратился к царской семье выразить гуманность по отношению к убийцам. После отказа ушел в отставку. Главная философская работа: "Оправдание добра" (1897г.) - основная цель - создать историю философии в духе Библии, на основании фактов из Библии. Рассматривает святую троицу: Считает, что Бог -это любовь в сфере святой троицы. Бог - это любовь в отношении к миру. Основой единства мира является мировая душа - абсолютная форма единства мира. Мировая душа - вечная божественная идея единства мира. Обращается к понятиям софия и логос:
София - божественный логос. Логос - вечный дух центрального космоса. Теоретические изыскания Соловьева всегда находят практический выход. Цели: совершенствование мира, преодоление самолюбия, осуществление христианских идеалов любви,достижение абсолютных ценностей. Решает проблемы: 1. Теософия - осуществление софии или божественной мудрости в мире. Это может быть достигнуто посредством христианской теософии, может быть достигнуто через познание Бога и его отношение к миру. Работы: "Чтение о Богочеловечестве", "Религиозные основы мира". 2. Теократия - возлагает надежды на преобразование человека посредством теократии. Преобразование человека возможно через создание справедливого человечества и общественного
порядка - которые осуществляют христианские идеи. Работы: "Великий спор", "Христианская политика".3. Теургия - мистическое искусство. Оно создает новую жизнь согласно божественной истине.
Антропоцентризм - проблема человека. Человек - вершина божественного творения. Возрождение мира совершается Богом совместно с человеком.
Два типа человека: 1. Идеальный человек - высшее проявление Софии или божественной мудрости. 2. Совершенный человек - является в Иисусе Христе.
Для Бога и для его другое (вселенной) ответом является образ совершенной женственности.Женственность - не только бездейственный образ в уме Бога, но и живое действующее существо. На основе этого утверждает, что весь мир и исторический процесс - это процесс реализации и воплощения женственности. Женственность реализует себя в многообразии форм и степеней мира. София - есть душа мира. В отношении к логосу софия есть тело Христово. София и есть церковь. Богочеловек - единство софии и логоса. Бог - действующая сила, а значит Бог - это логос. София несет в себе мистическое значение, начало человечества и софии есть вечная женственность. София - женская индивидуальность. Обращается в образе Св. Девы Марии.
Учение о Богочеловечестве:
Это учение об источнике мира. Использует это учение в истории человечества и социальной жизни.Богочеловек - универсальное существо, одухотворяет все человечество. Это единство блага, истины, красоты по отношению ко всему миру. Логос - живая личность Бога, она воплощена в Иисусе Христе.