32. В. Соловьёв: учение об абсолютном и его развитии. Роль человека в мироздании.

 

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (18531900) — мыслитель России. Первым в России создал оригинальную философскую системуредельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божествен­ным единством. Все материальное одухотворено божественным на­чалом, выступающим в качестве мировой души, или Софии, т.е. смысло-наполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Стержневым принципом философии Со­ловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает прин­цип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эго­измаеальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, — это тело Божие или материя Бо­жества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства; посредником между Богом и сущим высту­пала София — Мудрость Божия. Призванием человека, который яв­ляется «центром всеобщего сознания природы», выступает его мес­сианская по отношению к природе роль — роль ее освободителя и спасителя («теурга»). Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения че­ловек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совер­шенной интеграции. Отсюда цель мировой истории — единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоре­чия и способствующая установлению на земле «царства божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Зало­гом установления такого всеединства является объединение запад­ной и восточной, т.е. католической и православной, церквейассматривая проблему «человек и общество», Соловьев утверждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное общество. Идеалы со­вершенного добра открывает христианство. Требования добра не­обходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социумаоловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философ­ской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культур­ных традиций.

Религиозная философия Вл. Соловьева (общая характеристика и основные понятия).

Одним из выдающихся русских философов был Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), сын С.М. Соловьева, ректора Московского университета и автора 29-томной «Истории России с древнейших времен» (1851-1879). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей западноевропейской и восточной мыслибщественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следовательно, я существую. Основа нравственности - нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование. Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на этот путь - Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом - всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских ценностей. Центральная идея учения - идея положительного всеединства или «всеединого сущего». Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель исторического прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так как реальность раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего, посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи провиденционализма. В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей. Русская идея - исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной) - единение церкви, государства и общества.

Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ (1853-1900) рус. религиозно-идеалистический философ. Его работы запрещены при советской власти. Неверие в Бога опустошает душу человека и доводит человека до самоубийства. Фатально относится к религии. Затем отходит от религии. Работы Спинозы, Гегеля, Канта повлияли на Соловьева как философа. Он пытается создать свою религию. Соловьев говорит: "сознавая свое ничтожество человек приходит к мысли - Бог есть все." Христианское учение дает ответ на все вопросы жизни. Абстрактное изучение разума не дает ответ. Философия Соловьева определяется современниками как философия вечной женственности. В 1880г. защищает диссертацию: "Критика отвлеченных начал". В 1881г. работает профессором Петербургского и Московского университета, и профессором высших женских курсов. После убийства Александра!! выступил за смягчение наказания. Обратился к царской семье выразить гуманность по отношению к убийцам. После отказа ушел в отставку. Главная философская работа: "Оправдание добра" (1897г.) - основная цель - создать историю философии в духе Библии, на основании фактов из Библии. Рассматривает святую троицу: Считает, что Бог то любовь в сфере святой троицы. Бог - это любовь в отношении к миру. Основой единства мира является мировая душа - абсолютная форма единства мира. Мировая душа - вечная божественная идея единства мира. Обращается к понятиям софия и логос:

София - божественный логос. Логос - вечный дух центрального космоса. Теоретические изыскания Соловьева всегда находят практический выход. Цели: совершенствование мира, преодоление самолюбия, осуществление христианских идеалов любвиостижение абсолютных ценностей. Решает проблемы: 1. Теософия - осуществление софии или божественной мудрости в мире. Это может быть достигнуто посредством христианской теософии, может быть достигнуто через познание Бога и его отношение к миру. Работы: "Чтение о Богочеловечестве", "Религиозные основы мира". 2. Теократия - возлагает надежды на преобразование человека посредством теократии. Преобразование человека возможно через создание справедливого человечества и общественного

порядка - которые осуществляют христианские идеи. Работы: "Великий спор", "Христианская политика".3. Теургия - мистическое искусство. Оно создает новую жизнь согласно божественной истине.

Антропоцентризм - проблема человека. Человек - вершина божественного творения. Возрождение мира совершается Богом совместно с человеком.

Два типа человека: 1. Идеальный человек - высшее проявление Софии или божественной мудрости. 2. Совершенный человек - является в Иисусе Христе.

Для Бога и для его другое (вселенной) ответом является образ совершенной женственностиенственность - не только бездейственный образ в уме Бога, но и живое действующее существо. На основе этого утверждает, что весь мир и исторический процесс - это процесс реализации и воплощения женственности. Женственность реализует себя в многообразии форм и степеней мира. София - есть душа мира. В отношении к логосу софия есть тело Христово. София и есть церковь. Богочеловек - единство софии и логоса. Бог - действующая сила, а значит Бог - это логос. София несет в себе мистическое значение, начало человечества и софии есть вечная женственность. София - женская индивидуальность. Обращается в образе Св. Девы Марии.

Учение о Богочеловечестве:

Это учение об источнике мира. Использует это учение в истории человечества и социальной жизни.Богочеловек - универсальное существо, одухотворяет все человечество. Это единство блага, истины, красоты по отношению ко всему миру. Логос - живая личность Бога, она воплощена в Иисусе Христе.

 

 

Используются технологии uCoz