33. Проблема свободы в русской фс. 19 в. (Соловьёв, Достоевский, Бердяев)

Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека.

Федор Михайлович Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы - путь Богочеловека. Свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. Для богочеловека надо пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка? Описывал неисследованные глубины и загадки мира человеческой души, пограничные ситуации. В глубине жизненных явлений у Достоевского трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к удивительным совпадениям, которые играют роль решающего мотива. Он отстаивал необходимость для России идти вперед в отличие от Запада мирным путем, без коренных социально-политических потрясений.

Н.А. Бердяев. Свобода и творчество.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Русский религиозный философ. С 1922 года жил за границейель общественного развития в осуществлении правильно понимаемого нового христианства. Религиозная реформация, создание богочеловечества, причем религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле. Бердяев пришел к религиозному экзистенциализму. В центре - проблема человека. Исходный пункт - примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер.Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода, опирается на познание объективной необходимости. В истории общественной жизни проблема свободы сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли или по другому говоря, зависят ли его поступки от внешних факторов 17 – 19 вв. среди естествоиспытателей распространились представления о противопоставлении свободы и необходимости. И Кант рассматривал их как противоречия сознания. Он считал, что существования свободной воли нельзя теоретически не доказать не опровергнуть, но практически разум диктует необходимость признать свободу воли, иначе нравственный закон теряет свой смысл: при отсутствии выбора исчезают понятия Добра и Зла. Волюнтаризм проповедует произвольность человеческих поступков, которые якобы основаны на субъективных желаниях и произволенатализм отвергает свободу действия и рассматривает их как предопределенные.Свобода неравнозначна произволу, независима от происхождения своих целей и намерений. Люди обладают свободой, так как сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения. Абстрактной свободы не существует, она всегда конкретна и относительна. Она может быть в одних сферах деятельности и отсутствовать в других. Свобода может быть в разной степени – и в выборе целей, средств и их приспособлении. Свобода присутствует в действительности как составная часть свободной цепи свободы выбора, т. е. как составная часть необходимости.Ответственность – понятие отражающее объективный, исторический конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом, как сознательное осуществление предъявленных к ним взаимных требований [ответственность – это выполнение требований].Формирование веществ предполагает чувство ответственности, которая становится его свойством.Объективной  основой ответственности является причина следственной связи.Единство Бога и человека. Бога и мира. Концепцию связи Бога и вселенной рассматривает через свободу: 1. Иррациональная. 2.Рациональная. 3. Свобода, как любовь Бога. Человек и рациональная свобода коренится в "ничто". Из "ничто" Бог сотворил мир и природу. "Ничто" - это не пустота. Это первичный принцип (хаос), предшествует Богу и миру. Божественное "ничто" - из него Бог творит Святую Троицу, т. е. Бог является творцомотворение мира Богом-творцом есть вторичный инстинкт. Свобода не создается Богом. Бытие свободы есть "ничто", оно извечно существует. "Ничто" не имеет начало во времени.Бог и свобода, противоположные начала. Т. к. Бог не создает свободу, то он не может быть ответственен за мир. Потому что свобода порождает зло. Человек - это детище Бога-свободы. Но Бог не обладает властью над свободой, ибо он не её творит. Бог всемогущ только над бытием, т. е. над сотворенным миром, но не над свободой - обуславливает добро и злое может предвидеть свободу действия человека, а значит Бог не несет ответственности за действия человека и человечества. Если бы Бог создал свободу, то он нес бы ответственность за вселенское зло. 1. Иррациональная свобода приводит к отпадению человека от Бога, потому что человек проявляет гордыню своего духа. Пытается поставить себя на место Бога. Отсюда распад материального и естественного бытия. Рабство вместо свободы. 2. Рациональная свобода - подчинение моральному закону. Это ведет к обязательной добродетели, а добродетель снова к рабству. Выход может быть трагический и сверхъестественный. Например: миф о грехопадении. Второй божественный акт проявляется к миру и человеку. Бог появляется в аспекте не творца, а искупителя и спасителя. Пришествие сына Бога - Иисуса Христа. Бог не творец, не созидатель, а страдает за всё человечество. Бог берет на себя ответственность за все грехи человечества. Бог-сын проявляет себя не в силе, а в жертве. Божественная жертва, самораспятие должны покорить свободу.БЕРДЯЕВ Николай Александрович (18741948) Его взгляды зрелого пе­риода можно охарактеризовать как богоискательство, религиозный эк­зистенциализм, персонализм и христианскую эсхатологию.Основная проблема философии Бердяева — проблема свободы. Свобода действует на человека наряду с Богом, она Им не создана. Поэтому Бог не ответствен за свободный выбор человека, а стало быть, и за зло в мире. Пафос философии Бердяева в борьбе с иррациональной свободой, имеющей корни в первородном грехе, обретении «потерянного рая» с помощью любви, добра, следования божественным  предустановлениямакой строй мыслей обусловливает особое внимание к проблеме личности. Личность выше общества, нации и государства. Послед­ние имеют право на существование и даже необходимы как средства свободной личностной творческой самореализации. Любые внеш­ние ограничения личности со стороны общественных институтов недопустимы. Они лишают человека его сущностных свойств — сво­боды и творчествавобода, творческое начало и любовь позволяют преодолеть зем­ное, греховное в человеке, победить в себе природу, рабство и смерть. Благодаря такой победе человек может перейти из царства природы в царство Духа (Бога).

 

Используются технологии uCoz