4.Взаимоотношения фс и науки в истории
западноевропейской мысли.
ФИЛОСОФИЯ
– это максимально мыслимый предмет (Аристотель).
ФИЛОСОФИЯ
(от фил... и греч. sophia — мудрость), форма
общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место
в нем человека.
3.
Развитие науки и философии в эпоху Возрождения
Развитие
естествознания в XIV – XVI вв. нанесло по схоластическому мировоззрению не менее
сокрушительный удар, чем гуманистическая мысль Возрождения. Новые концепции,
выдвинутые наукой, сильно повлияли на новую философию, хотя и зачастую
отрицались и преследовались церковью. Авторитет науки весьма существенно
отличается от авторитета церкви, так как он пользуется средствами исключительно
интеллектуальными, не опирающимися на аппарат принуждения. Никакие кары не
обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки, равно как и никакие
соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает. Он завоевывает умы
исключительно призывом к разуму. Этот авторитет еще в одном отношении
отличается от церковного авторитета, который провозглашает свои суждения
абсолютно верными и неизменными во веки веков:
суждения науки высказываются в порядке предположения, на основании вероятности,
и признаются подверженными процессу изменения. Это порождает склад ума,
отличный от склада ума средневекового догматика. Поворот к новой космологии
наметился уже в XV в. Николай
Кузанский (1401 – 1464) в своем учении о безграничности космоса ставил под
сомнение сложившиеся богословско-схоластические представления о Вселенной. В
космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как о центре Вселенной, а
отсутствие неподвижного центра привело его и к признанию движения Земли.
Расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к освобождению
естествознания от религиозного толкования. Одним из наиболее значительных
достижений естествознания того времени было создание польским священником –
астрономом Николаем Коперником (1473 – 1543) гелиоцентрической системы
мира. Согласно его идее, Земля не являлась неподвижным центром мира, а
вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца. Разработке концепции
гелиоцентризма Коперник посвятил всю свою жизнь. Страх перед церковной цензурой
заставил его отложить опубликование своих взглядов, и его главная работа «Об
обращении небесных сфер» была опубликована лишь в год его смерти (1543). Следует все же отметить, что в годы, когда
жил Коперник, церковь была либеральнее, чем в более поздние годы, и книга не
подвергалась официальному осуждению католицизма до времен Галилея. В 1616 г.
Учение Коперника было запрещено как «глупое, философски ложное, решительно
противоречащее Священному писанию и прямо еретическое». Несмотря на верность
взглядов, у Коперника не было возможности дать какое-либо исчерпывающее
доказательство в пользу своей гипотезы, и долгое время астрономы отвергали ее. Э.А.Барт в своей книге «Метафизические основы современной
науки» указывает, что во времена Коперника не были известны факты, которые бы
заставили принять его систему, но был известен ряд фактов, которые говорили
против нее. Космология Коперника Требовала пересмотра
не только Птолемеевской астрономии, но и
ортодоксального толкования католической теологии. Под сомнение ставилось
деление мира на «тленную» земную субстанцию и «вечную» небесную, то есть упразднялось
теологическое противопоставление земли и неба. Земля больше не представлялась
особым геометрическим центром, что лишало человека космической значимости,
приписанной ему христианством. Новые идеи космологии заключены и в доктрине Джордано
Бруно (1548-1600) . Согласно его учению, Вселенная бесконечна, в ней
происходит непрерывное изменение и движение. Положение о бесконечности
Вселенной позволило Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при
этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую систему. Центром
Вселенной не могут быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное
множество миров, у каждого из которых есть свой центр. Учение Коперника
развивает Иоганн Кеплер (1571-1630). Большим достижением Кеплера было
открытие трех законов движения планет, два из которых он опубликовал в 1609
году, а третий – в 1619 году. Предвосхищая открытие закона всемирного
тяготения, Кеплер обосновал положение о том, что планеты движутся вокруг Солнца
не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам, и движение планет вокруг
Солнца неравномерно, и время обращения планет зависит от их расстояния до
Солнца. Открытия Кеплера создали предпосылку для реабилитации учения Коперника.
Гениальный ученый Ренессанса, физик и астроном Галилео Галилей
(1564-1642) путем экспериментальных исследований делает еще один шаг в
становлении науки как самостоятельной формы мировоззрения. При помощи
телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхности Луны и
Солнца не гладкие, что Млечный путь является множеством отдельных звезд, открыл
четыре спутника Юпитера и фазы Венеры. Галилей первым открыл явление ускорения
в динамике и закон падения тел. Он развивает новую методологию, основывающуюся
на экспериментах и математике. Природные процессы представляются измеримыми,
отсюда вытекает возможность установить точными методами их законы. Галилей
способствовал формированию материалистического мировоззрения, в частности, с
точки зрения естественнонаучного исследования. Наряду с открытиями
теоретической науки, следует отметить возросшее значение ее практической
стороны, представляющей собой попытку изменить мир. Практическое значение науки
было впервые признано в связи с войной; Галилей и Леонардо да Винчи добились
должностей на государственной службе своими проектами усовершенствования
артиллерии и фортификационного искусства. Развитие практической науки
способствовало и утверждению теоретической науки. Вклад
ученых Возрождения в науку создал фундамент для великих открытий Нового
времени, которые окончательно перевернули научную картину мира. Успехи в
развитии естествознания в значительной степени определили и характер
философских размышлений. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции
бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических
воззрений.
3.3 Социальные теории эпохи Возрождения
Поворот
Ренессанса к человеку, освободившемуся от диктата теологии, был заметен и в
области социальных и политических теорий. Новые концепции государства и права
исходили из других предпосылок по сравнению со Средними веками: вместо
одностороннего и однозначного религиозного объяснения они основывались на
положении о естественном характере человека, на его
земных интересах и потребностях. С Никколо
Макиавелли (1469-1527) начинается новая эпоха политического мышления.
Политическая философия Макиавелли носит научный и эмпирический характер, она
основана на его собственном опыте и ставит своей задачей указать средства для
достижения намеченных целей, независимо от того, признаются эти средства
хорошими или дурными. В конце XV - начале XVI вв. Италию потрясали постоянные войны, которые
тормозили экономическое и культурное развитие общества. Италия была раздроблена
на городские республики, князья соперничали между собой за власть, часто
используя при этом аморальные средства,
и не было силы, которая способна была бы объединить страну. Политическая
ситуация является причиной кризиса моральных ценностей, нового видения
политики. Самое знаменитое произведение Макиавелли – «Государь» - было написано
в 1513 году и посвящено Лоренцо Медичи. Цель трактата – раскрыть на основании
опыта истории и современных для автора событий, как завоевывается княжеская
власть, как она удерживается и как теряется. Образцом правителя для Макиавелли
являлся Чезаре Борджа,
которого «можно поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы и с
помощью чужого оружия». Правитель не должен быть связанным какими-либо
априорными схемами, правовыми предписаниями, религией или своим собственным
словом. Он должен руководствоваться реальными фактами, может быть жестоким,
хитрым, грешным, беспощадным: «Государь, если он желает удержать в повиновении
подданных, не должен считаться с обвинениями
в жестокости». «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность
данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем, что в наше
время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и
умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи
в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность». Следует
заметить, что более крупное сочинение Макиавелли «Рассуждения» носит
значительно более республиканский и либеральный характер, и
не зная его, можно получить одностороннее представление о взглядах Макиавелли.
Он восхищается Чезаре Борджа
не за цели, которые он ставил, а только за искусство, с которым он их
преследовал; политической мечтой Макиавелли была единая Италия. Эти два чувства
– культ искусства достижения цели и патриотическая жажда единства Италии – жили
в его уме бок о бок, нисколько не
сливаясь друг с другом. «Государь» завершается страстным призывом освободить
Италию из рук «варваров». В эпоху
Возрождения возникали и социалистические представления об идеальном
государстве. Часто эти идеи носили утопический характер, так как отражали
объективно несуществующие общественные условия и силы тогдашнего общества.
Одним из наиболее значимых «утопистов» Возрождения был Томас Мор
(1478-1535). Бессмертную славу Мору принесла его «Утопия», написанная в форме
диалога. В первой части работы дается критика английского общественного
устройства, во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове
Утопия. «Утопия» не представляла социальной программы для реализации, а
посредством намеков постоянно указывала на социальные недуги и методы их
лечения. Ключевым пунктом «Утопии» является отсутствие частной собственности:
«Я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым
способом и благополучие в ходе людских дел возможно только с совершенным
уничтожением частной собственности; но если она останется, то у наибольшей и
наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя
скорбей». Кроме того, в Утопии все граждане равны между собой. Жители Утопии
занимаются сельским хозяйством и кустарными промыслами; работают не по
принуждению в течение 6 часов в день. Такая организация делает всех граждан
счастливыми: «Тут не существует неравномерного распределения продуктов, нет ни
одного нуждающегося, ни одного нищего, и хотя никто ничего не имеет, тем не менее все богаты». Другие государства «представляются ни чем
иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о
своих личных выгодах». Томас Мор
является одним из основателей утопического социализма. Свои мечты о новом обществе
он не считал неосуществимыми, хотя и осознавал трудности их реализации. Он
полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в
ближайшем будущем. «Утопия» - протест человека, измученного насилием
несправедливого общества, который никогда не будет заглушен. Жан Боден (1530-1596) был свободен как от крайностей
реализма Макиавелли, так и от утопизма Мора. Он выразил в своих «Шести книгах о
республике» (1576) потребность в сильной государственной власти, которая могла
бы вывести Францию из хаоса религиозных войн и объединить всех членов общества,
связав их в единое целое. Но этот суверенитет не достижим методами,
рекомендуемыми Макиавелли которые грешат имморализмом и атеизмом, его можно
установить на справедливых началах, апеллируя к разуму и естественным законам.
Государство у Бодена представляет собой содружество,
фундаментом которого является семья, сохраняет общественное имущество,
основывающееся на частной собственности. Боден
признает имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое.
Государство он определяет как правовую власть над социальными вопросами,
власть, которой принадлежит решающая сила. Абсолютизм Бодена
имеет точные объективные границы в виде этических норм (справедливости),
законов природы и божественных законов, и эти пределы для него обязательны.
Верховная власть, которая не уважает эти законы, уже не власть, а тирания. Интересны
и взгляды Бодена на религию. В работе «Colloquium heptaptlomere» («Разговор семерых») он описывает спор между семью
последователями разных религий. Основная мысль работы состоит в том, что
существует естественный фундамент, общий для всех религий, то есть то, что
объединяет различные религии, сильнее того, что разъединяет. Важный вклад в
развитие социальной мысли Ренессанса внес Томмазо
Кампанелла (1568-1639). Он выражает мысль о необходимости больших преобразований,
направленных на установление справедливого общества. В отличие от Мора. Он
полностью убежден в возможности реализации этой идеи путем восстания. Он был
участником заговора, замышлявшегося для ниспровержения испанского владычества и
установления имущественного и социального равенства. После раскрытия заговора
Кампанелла приговаривается к пожизненному заключению. Социальная программа
Кампанеллы изложена в его книге «Город Солнца», написанной в тюрьме.
Повествование в ней ведется от лица морехода, посетившего остров Тапробану со столицей Город Солнца. Государственное
устройство Солнечного города, как и «Утопии» Мора, основано на отсутствии
частной собственности. В Городе Солнца существует разделение труда (умственный
труд отделен от физического). Государством управляет
самый одаренный гражданин – Метафизик, опирающийся на трех помощников, а те, в
свою очередь, на более узких специалистов (всего в городе сорок начальников).
Смена постов может происходить по решению
общего городского собрания, которое проходит дважды в месяц, а Метафизик и три
его заместителя могут сменяться только тогда, когда появятся люди,
превосходящие их своими способностями. В отличие от «Утопии», труд «соляриев»
составляет 4 часа в день; в Городе Солнца нет рабов, еще сохранившихся в
«Утопии». Развитие социально-политической мысли в эпоху Возрождения не является
односторонним. С одной стороны, идеалом представляется сильная центральная
власть; с другой стороны, были продолжены идеи Платона о разработке идеального
государства, получившие раскрытие в социальных утопиях Т.Мора и Т.Кампанеллы.
В своем многовековом развитии философия всегда была тесно связана с наукой, опираясь в своих положениях на ее выводы и достижения. Философия как обобщенные представления о мире и конкретные науки, исследующие сущность и закономерности функционирования и развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные научные дисциплины, всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту связь философии и науки глубоко осознавали выдающиеся представители всех областей научного знания, обращаясь к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения, классификации и систематизации данных конкретных наук. Многие из них являлись одновременно выдающимися учеными и философами своего времени: Фалес, Демокрит, Аристотель, Эпикур — в Древней Греции; Р. Декарт, И. Кант, Д. Дидро, М. Ломоносов — в период Нового времени; в XX в. — это А. Эйнштейн, Б. Рассел, Н. Винер, В. Вернадский, К. Циолковский, И. Пригожин и многие др. Подлинная наука всегда была чужда эмпиризму, утилитарному и технократическому способу мышления. Ориентируясь на понимание не только частных, но и общих проблем в исследовании объективной действительности, ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь философия, опираясь на результаты исследований конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их, предсказав многие фундаментальные научные открытия (атомистическая теория, проблема бесконечности мира, теория отражения, теория относительности и др.). История развития духовной жизни человечества располагает большим количеством примеров, когда философия опережала в своем развитии конкретные науки. В то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления. В процессе исторического развития претерпевали изменения и способы взаимодействия философии со специальными науками. Так в Древнем обществе существовала единая нерасчлененная наука — натурфилософия, которая включала в себя все естественные науки и философские взгляды. В тот период времени такая форма связи философии и науки способствовала их взаимному развитию, в ее рамках возник ряд ценных научных гипотез в области астрономии, математики, гидравлики и др. В Средние века в связи с безраздельным господством религиозной идеологии натурфилософия почти исчезает и в теологии используются лишь ее отдельные элементы. Затем в эпоху Возрождения натурфилософское мышление вновь возникает, но уже на новом уровне, выражая стремление не только определить естественнонаучные подходы и философские принципы в исследовании мира, но и восполнить пробелы в понимании природы. В этот период начинается процесс обособленного формирования специальных научных дисциплин и их отпочкования от натурфилософии. И наконец в условиях Нового времени в XVII - XVIII вв. на основе прогресса механического естествознания возникают аналитический и метафизический способы мышления, рассмотрения природы и мира в целом. К середине XIX в. натурфилософия полностью исчерпывает свои возможности в обеспечении творческого взаимодействия между философией и естественными науками. К этому времени в самостоятельные области научного знания формируются не только математика, физика и астрономия, но и химия, биология, некоторые технические науки. С возникновением диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса взаимосвязи между конкретными науками и философией начинают осуществляться на основе мировоззренческого и методологического взаимодействия. Это открыло новые возможности развития философского мышления и прогресса в области конкретных наук, означало переход к качественно новым формам их взаимовлияния. С середины XIX в. начинает формироваться философия науки как относительно самостоятельный раздел философии. Имея своей задачей исследование природы и структуры научной теории, изучение средств и методов познавательной деятельности, обоснование способов получения новых знаний, философия науки отразила специфический и более глубокий уровень взаимосвязи философских и конкретно-научных представлений о мире. В результате такого взаимодействия в XX в. были сделаны фундаментальные открытия в области физики элементарных частиц, квантовой механики, электроники, радиотехники, системной теории, синергетики и в других науках. На этой основе в настоящее время происходит отказ от представлений об образе мира как конструкции, построенной из элементарных частиц — кирпичиков материи, обосновывается его понимание как совокупности вероятностных нелинейных процессов. Современная наука ставит вопрос об обратимости времени, выдвигает концепцию антропного принципа о соответствии между особенностями человека и фундаментальными свойствами физической реальности, моделирует происхождение Вселенной, решает многие другие сложные и актуальные проблемы. Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики, искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлениях отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Становление современной формы материализма происходит и в результате развития гуманитарных наук, которые освобождаются от обязательных стандартов научности. Гуманитарное знание включает в себя поиски современных идеалов и целей, обосновывает решающее значение духовного начала и интеллекта как важнейшего условия направляемого развития. Исходным пунктом гуманитарных наук становится разумная деятельность человека как первичная субстанция по отношению к науке и социальным процессам. В конце XX в. научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. Как более высокий этап в развитии философской теории она означает ее переход на новую парадигму, отразив состояние общества применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки. На рубеже XX - XXI вв. материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы, единого знания об эволюции Вселенной и человека. В процессе универсального взаимодействия со всей системой современного научного знания происходят глубокие изменения в содержании и структуре философского мышления. В настоящее время, продолжая прогрессивные материалистические традиции тесного взаимодействия с конкретными науками, она сама обогащается, поднимается на новый уровень осмысления действительности. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.