41. Онтология: детерминизм и индетерминизм. Понятие закона природы.

Причина - то, что порождает другое, - следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временньм - причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие.Механические воздействия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической революции. Изменение в содержании и характере труда - причина изменения в производственных отношениях и идеологии сообществаозникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания   в   предшествующих   состояниях   материи.    Эти   основания   называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Существуют объективные и субъективные  причины.   Субъективные  причины  общественных  событий  связаны  с человеческим  сознанием - целями,  стремлениями,  намерениями,  взглядами  группы, классов,   общества   тодей. Объективные   факторы   -   независящие   от   сознания   как отдельных, так и групп людей, так и общества в целом. В конечном итоге субъективные причины отражают объективные условия, причины, законы природы и общества. То, что было причиной в одном случае, может быть следствием в другом. Категория    причины    в    концентрированном    виде    выражает    природу    развития: возникновение высшего из низшего есть порождение высшего низшим. Философский  детерминизм - это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что всё в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказывания событий, имеющих как однозначно определённую, так и вероятностную природу.Классической формой детерминизма в его механическом истолковании является детерминизм, созданный и развитый фр. учёным Лапласом и предполагавший однозначную причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Т.е. если бы существовал ум, осведомлённый о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.В противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение об относительной, а не  абсолютной    необходимости.    Подтверждением  принципа диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в котором развитие всегда осуществляется на основе экономической необходимости, в конечном счёте прокладывающей себе путь через массу случайностей.Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии. Если принцип субстанциального единства мира дает ответ на вопрос о том, является ли мир единым или множественным и что лежит в основе его единства, если принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает изменения, то принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и ответы на первые два, всегда интересовал философов, начиная с античности; в зависимости от этого ответа философские учения распадались на два направления:философский детерминизм и философский индетерминизмервоначально смысл слова "детерминация" был связан с буквальным его значением и имел антропоморфный характер. Термин "детерминация" происходит от латинского determinare, означающего "определять", "отделять", "отграничивать", и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Ясно, что детерминация в этом смысле обязательно предполагает существование познающего субъекта. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Но такое изменение употребления термина "детерминация" путем приписывания ему объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового значения. Детерминация в объективном смысле уже означает не определение, ограничение или отделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях. Именно это объективное значение термина "детерминация", характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой - следствием и предпосылкой универсального характера развитиясходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи. Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблемльтернативной детерминизму позицией является индетерминизм .Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации. Последний вариант индетерминизма характерен для философии Д. Юма и И. Канта. Не отрицая значения категорий детерминизма в научном познании, они проводят

субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости, закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру.Детерминизм это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуслов­ливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.

 

 

Используются технологии uCoz